Дорогие сердцу воспоминания

У мордовского народа в каждом селе — свои свадебные обычаи. О том, как это происходило в селе Большой Толкай, мне рассказали мои бабушки Надежда Михайловна Трифонова, Галина Михайловна Абрамова и Маргарита Михайловна Видманова.
Сватовство
Родители, узнав от дочери, что её придут сватать, в назначенный день готовили угощенье. Жених приходил с родителями и своими крёстными, которые торжественно сообщали о том, зачем пришли. А после того как невеста говорила, что согласна, быстро накрывали стол, и начиналось обсуждение предстоящей свадьбы.
Приготовления к свадьбе
На голове у невесты обязательно был венок из бумажных цветов, который после свадьбы хранился в сундуке. В деревне была такая мастерица, которая умела делать такие венки. Приготовления к свадьбе начинались с того, что невеста ходила к ней, чтобы она сняла мерки. А ещё эта женщина украшала икону, которой за день до свадьбы родители благословляли невесту. После благословления икону убирали в сундук с приданым.
Накануне свадьбы родственники невесты украшали дом жениха. Сначала они записывали размеры окон, печки, божницы, чтобы невеста сшила шторы, занавески и постельное бельё. За день до свадьбы в доме жениха вешали всё это, привозили туда постельное бельё и подушки, а в дом невесты отец и крёстный жениха везли пироги и булочки.
Сундук невесты собирали все родственники — кто, что принесёт. А потом на этот сундук сажали мальчиков, которые «продавали» его. Когда выкуп заканчивался, отец жениха увозил сундук в свой дом.
Вечером перед свадьбой крёстная жениха пекла пирог, который на свадьбе отдавала подружкам невесты. Они делили его на кусочки и оценивали вкус. Какой пирог — такая и жизнь будет у невестки.
Свадьба
Утром в доме жениха собирались мальчики, а в доме невесты — девочки. Детям давали палочки с привязанными к ним бантиками. Они ходили по домам, рассказывали о свадьбе, приглашали на неё. В каждом доме хозяин давал им какой-то подарок.
А ещё этим утром наряжали невестой самую красивую девочку в селе, давали ей большую палку, к которой привязан банный веник. Посадив её в красиво украшенные сани, рядом клали вязанку дров. Это было напоминанием жениху, чтобы он помылся в бане. В эти же сани садились девушки и ехали в дом жениха, где их усаживали за стол, угощали сладостями.
За невестой ехали на свадебном поезде. Это несколько лошадиных упряжек, украшенных бумажными цветами.
Во время свадьбы у подруг невесты были ожерелья из лоскутков ткани. Это означало, что на них лежит ответственность за то, как пройдёт свадьба. А друг жениха следил за порядком, поэтому у него был кнут, который он всегда держал в руке.
На второй день свадьбы гости наряжались в смешные, диковинные наряды и вместе с молодожёнами шли по деревенской улице, угощали всех, кто попадался навстречу, а те поздравляли молодых. Потом шли к реке, показывали молодой жене, где стирать бельё.
После свадьбы молодая семья оставалась жить в доме мужа. Родственники жениха по очереди приглашали молодожёнов в гости. Называлось это «хлеба поесть», потому что главным угощеньем был свежеиспечённый хлеб. Так молодая жена знакомилась со своей новой роднёй, которой тоже хотелось узнать её получше. Это продолжалось почти месяц.
В нашей семье бережно сохраняют эти обычаи, ведь с ними связано столько дорогих сердцу воспоминаний. Вот и на свою золотую свадьбу Надежда Михайловна надевала тот самый венок невесты из бумажных цветов.
Е.В. Кудряшова, заведующая отделением п. г. т. Усть-Кинельский.

 

Задайте свой вопрос с помощью формы

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *