Три года назад в системе социального обслуживания населения Самарской области произошли серьезные изменения: 47 Центров социального обслуживания были реорганизованы в 10 территориальных округов. Эти вновь созданные организации получили статус автономных некоммерческих.
Об особенностях работы в новых условиях мы попросили рассказать директора АНО «ЦСОН Восточного округа» Евгения Акакина.
— Евгений Николаевич, что дала проведенная реорганизация?
— Произошло разделение полномочий. Мы, как и другие подобные организации, теперь занимаемся только надомным обслуживанием, то есть тем, ради чего и создавались в начале 90-х ЦСО. Остальные функции перешли к Комплексным центрам. В помощи социальных работников люди всегда нуждались. А в последнее время число получателей социальных услуг увеличивается. Ритм жизни становится все стремительней и напряженней. Работа отнимает у человека столько времени и сил, что их порой не остается на престарелых родителей. А им требуются забота и уход. В селах много одиноких пенсионеров, у которых дети живут далеко. Мы дополняем перечень социальных услуг новыми, стараясь учесть пожелания клиентов. Так, с 2018 года развивается служба сиделок. Соцработники обязательно проходят обучение по программе «Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим». Внедряется и такая новая услуга, как «Кратковременный присмотр за детьми». Благодаря участию нашей организации в госпрограмме Самарской области «Содействие занятости населения», которая реализуется в рамках нацпроекта «Демография», 118 сотрудников прошли обучение и получили специальность педагога-психолога. Это позволит более профессионально оказывать данную услугу.
Сейчас у нас на обслуживании – 5416 человек. Это жители Кинеля, Отрадного, Кинельского, Богатовского и Кинель-Черкасского районов, то есть тех территорий, которые входят в наш Восточный округ. В штате нашего Центра социального обслуживания населения – 645 социальных работников, в нем – 45 отделений. 5 из них – в Кинеле. Здесь трудятся 66 соцработников, на их обслуживании — 616 человек.
— До объединения у каждого ЦСО уже были сформированы свой стиль, свой опыт работы?
— Да, конечно. У Кинель-Черкасского ЦСО, например, уже в начале 2000-х был опыт оказания платных услуг. По сути, они первыми стали делать то, к чему чуть позже пришли и все остальные: зарабатывать, используя все имеющиеся ресурсы. Это было неизбежно и закономерно. Предприимчивые кинель-черкассцы просто опередили время. Наступил момент, когда все больше затрат стало ложиться на плечи ЦСО, вынуждая зарабатывать. За этим опытом поехали в Кинель-Черкассы.
Когда произошло объединение, у нас уже был небольшой запас материально-технический, а главное – опыт самообеспечения. Если бы не это, сложно представить, как бы, например, работали территориальные ЦСО без транспорта, который мы приобрели уже за свой счет. У нас заложены средства и на компенсацию транспортных расходов соцработникам. Кстати, на этих же автомобилях теперь оказывается услуга «Подвоз граждан автотранспортом». В отдаленные села часто выезжают и сотрудники аппарата нашей АНО «ЦСОН Восточного округа» (он находится в Кинеле).
— Цель этих посещений – контроль?
— Не только. Если едем, — а я тоже часто встречаюсь и со своими заместителями, которые находятся в Кинеле, Отрадном, Кинель-Черкасском и Богатовском районах, и с соцработниками, — стараемся максимально больше сделать. Например, слесаря с собой берем: кому отремонтировать что-то, кому лампочки поменять. Вся материально-техническая часть – на нашем содержании, приобретается за наш счет. Министерство выделяет субсидии только на зарплату соцработников. На все остальное зарабатываем сами. Поэтому статус автономной некоммерческой организации – это и сложно, и ответственно, и обязывает быть активными, деятельными. Зато есть несомненный плюс: мы можем сами материально поощрять сотрудников. Тяжело соцработникам в период пандемии – решением руководства премировали их.
— Соцработникам ведь не только во время пандемии трудно работать.
— Да, это тяжелая работа. Особенно если на участке — лежачие подопечные. Ухаживать за ними трудно. И в то же время соцработник очень привязывается к такому человеку, его смерть – большие переживания, слезы. Ну и потом, не зря же говорят: что старый – что малый. Бывает, — хандрят, ворчат, капризничают наши подопечные, ведь с болезнями и одиночеством трудно справляться. Когда социальный работник сталкивается с этим день за днем, у него происходит эмоциональное выгорание.
— Вы не оставляете соцработников один на один с этим?
— Конечно, нет. Наш психолог ездит в коллективы, проводит тренинги, которые помогают эмоционально разгрузиться. Я как-то присутствовал на одном из них. Соцработники написали на листке бумаги все, что они хотели бы сказать кому-то из своих подопечных, но профессиональная этика не позволяет им сделать это, а потом скомкали этот листок и сожгли его. Помогло. Оживились. Заулыбались.
— Сколько же получают соцработники за такой труд?
— У них достойная зарплата. И у каждого она индивидуальная, зависит от сложности участка. Заведующие отделениями ведут учет нагрузки по определенной системе и соответственно распределяют подопечных.
— Каков средний возраст соцработников?
— В последнее время – 43 года. Приходят те, кому немного за 30. У соцработников ведь сейчас большая отчетность. Молодым легче с этим справиться. Но и те, кто постарше, кто работает с основания социального обслуживания, тоже перестраиваются. Это наш золотой фонд. Их опыт бесценен. Социального работника ведь принимают с испытательным сроком 3 месяца, и все это время он работает под контролем опытного наставника. Завотделением дважды проводит опрос подопечных. Если их все устраивает, с соцработником заключается постоянный договор.
—Кроме основной работы, чем еще живет ваша организация?
— У нашего Центра – интересная и насыщенная жизнь. Это и благотворительные акции, конкурсы и спартакиады, творческие мероприятия. К каждому празднику у нас особый подход. Мы стараемся как можно интересней и душевней поздравить наших подопечных, привлекая к этому школы и детские сады.
В год 75-летия Победы решили издать книгу «Судьбы, обожженные войной», в которую войдут материалы о наших подопечных – ветеранах войны и тружениках тыла. Эти материалы были собраны и оформлены в альбомах сотрудниками отделений.
Сейчас наши соцработники продолжают активно участвовать в благотворительной акции «Мы вместе», доставляя бесплатные продуктовые наборы тем, кто старше 65, маломобильным и одиноким гражданам.
— Как можно стать получателем социальных услуг?
— Для этого нужно обратиться в Территориальную комиссию Восточного территориального округа. Собрать документы помогут социальные работники. Подаются документы через Комплексный центр. Если комиссия признает человека нуждающимся, для него будет разработана индивидуальная программа предоставления социальных услуг. Получив ее, он обращается в наше отделение социального обслуживания по месту жительства, и с ним заключают договор. Как правило, их заключают два – и на оказание бесплатных услуг по индивидуальной программе, и на оказание платных услуг. Самая востребованная платная услуга – комплексная уборка жилья. Мы купили парогенератор, чтобы удалять сильные загрязнения на мебели, кафеле. В прошлом году триммеры купили – часто просят скосить траву.
— Соцработником легче быть в селе или в городе?
— Не легче и не труднее, а по-разному. В городе у пожилых гораздо больше возможностей пообщаться с кем-то. Сел около подъезда – вокруг люди. Некоторые даже предлагают, чтобы соцработник не приходил каждый день. А вот в селе, где пожилые люди чаще всего коротают время в одиночестве, соцработник для большинства подопечных – самый желанный гость, самый дорогой, самый близкий и родной человек. Его ждут, ему искренне рады. Если в семье соцработник, о его подопечных заботятся и муж, и дети. Главное, что и в селе, и в городе соцработник – это терпеливый и заботливый, внимательный и добрый человек. Хороший социальный работник относится к своему делу по душе, а не только по обязанности. Так было, есть и, уверен, — будет всегда.