Здравствуй, здравствуй, дочка! – засуетилась Ирина Ивановна. – Садись, чайку попьем, мы с Толей свеженький как раз к твоему приходу заварили. Вот и медок к чаю есть.
Таким привычным ритуалом 85-летняя Ирина Ивановна и 82-летний Анатолий Иванович всегда встречают соцработника Елену Чепурнову, которая по возрасту действительно годится им в дочки. Поэтому, наверное, она и относится к ним с такой же нежностью и добротой, как к своим родителям. Но чаевничать с подопечными ей приходится нечасто, поскольку работы выше крыши. Сейчас, в сезон отпусков, она обслуживает аж шестнадцать пенсионеров. Большинству, правда, требуется только доставка продуктов, но кому-то и полы помыть надо, и постирать, и обед приготовить, и окна протереть, и за лекарствами сбегать. Так что действительно некогда чаи гонять.
– И хотя мне уже 82 года, я все равно не привык, чтобы за меня что-то делали, – грустно говорит Анатолий Иванович Шкурихин, три десятка лет отдавший геологоразведке Узбекистана.
«Пара инфарктов да еще и инсульт в придачу сильно ударили по моей самостоятельности. Потому и пришлось обратиться за помощью в соцслужбу, – делится пожилой мужчина. – Вот нас Леночка, добрая душа, и опекает».
«В начале девяностых, когда соцслужба в нашем селе только зарождалась, на одного сотрудника приходилось по четыре-пять человек, – говорит Светлана Бояркина, руководитель территориального отделения Центра соцобслуживания села Бобровка Кинельского района. – Сейчас на каждого из дюжины наших сотрудников приходится по десять – двенадцать человек. А в отпускной сезон и до пятнадцати – шестнадцати доходит. Но все равно справляемся, хотя и сами тоже не молодеем. Все наши соцработники к своим подопечным относятся как к родным людям. Все они добрые, поскольку без душевной доброты и тепла в нашем деле не обойтись».
В Бобровке и ее окрестных поселениях – Формальном и Моховом, Михайловском и Октябрьском – под патронажем социальной службы находятся свыше девяноста человек. Причем одной из старушек – Пелагее Шуховой из поселка Октябрьский – уже 102 года. А по своему физическому состоянию она даст фору не только тем, кто ей в дочери годится, но даже и во внучки. Все соцработницы по сути самые настоящие психотерапевты, поскольку с каждым подопечным надо найти общий язык, к каждому подобрать свой ключик. И порой далеко не сразу это удается.
Предоставление услуг пожилым людям – так на канцелярско-чиновничьем языке называется их работа. А многим из подопечных нужны не просто услуги или обслуживание – им требуется еще и общение, поскольку часто это одинокие люди. Их близкие живут не только в Самарской области, но и в других регионах. И для общения, желания с кем-то поделиться своими заботами и проблемами, не хватает только телефонных разговоров. Тут-то и выручают одиноких людей бобровские соцработники.
Уверен, что быть соцработником может далеко не каждый. Ежедневное общение с пожилыми – это прежде всего огромная психологическая нагрузка.
– Физическая нагрузка, даже такая тяжелая, как уборка снега или выкапывание картошки, ничто по сравнению с этим, – говорит Надежда Борцова, старейший сотрудник службы с 28-летним стажем. – Порой бабушка за пять-десять минут разговора столько проблем на тебя вывалит, что вмиг устанешь так, будто пару-тройку кубометров снега перекидала. Но ничего не поделаешь – работа у нас такая.
– Соцработник – это прежде всего добрый человек, – говорит Валентина Жулькова, экс-замглавы администрации Бобровки, которая курировала рождение и становление местной соцслужбы. – Только такой человек и может заниматься столь благородным и непростым делом. Говорят, красота спасёт мир. А я не согласна: мир может спасти только доброта. И нежность в придачу. Оба эти качества присутствуют у бобровских соцработников. Поэтому они и спасают от одиночества наших односельчан, до которых иногда нет дела даже родным по крови людям. А вот чужие по крови становятся «дочками» – их любят и ждут.
Аркадий Соларев.
Фото автора.